
Подростковый период является одним из наиболее сложных этапов, в течение которого организм ребенка в результате анатомических и физиологических преобразований достигает биологической зрелости. Переход от детства к взрослой жизни сложный и противоречивый период как для самих подростков, так и для их родителей. Подростковый период наступает с момента начала полового созревания и длится до наступления физиологической и социальной зрелости. Возрастные границы подросткового периода подвержены значительным индивидуальным колебаниям, у каждого человека имеет свои сроки, зависящие от пола, национальности, наследственных факторов, условий внешней среды и социальных условий.
Подростковый возраст связан с перестройками организма ребенка – половым созреванием. Интенсивность нравственного формирования личности – важнейшая психологическая характеристика этого возраста. Половое воспитание, как указывают специалисты в этом вопросе «является неотъемлемой частью нравственного воспитания, цель которого состоит в формировании у подрастающего поколения нравственных форм в области взаимоотношений полов во всех сферах деятельности».
С давних времен проблемы полового воспитания относились к числу, во-первых, наиболее запутанных, а, во-вторых, пренебрегаемых, а то и попросту изгоняемых. Половое воспитание - это часть общего воспитания человека, но отличается большей неопределённостью из-за закрытости темы.
Нравственно-половое воспитание начинается с рождения. В нем участвуют, в первую очередь, родители, педагоги, медики и т.д. В обществе путают понятия половое и сексуальное воспитание, необходимо разделить эти понятия. Сексуальное воспитание - это собственно отношение к своему телу, сексуальности и сексуальным отношениям. Суть полового воспитания сводится к тому, чтобы подготовить к взрослой жизни здоровых мужчин и женщин, способных адекватно осознавать свои физические и психологические особенности, устанавливать нормальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни, реализовывать свои потребности в соответствии с существующими в обществе нравственными и этическими нормами. В конечном счете, это означает воспитание эмоционально зрелой личности. Под половым воспитанием мы понимаем систему медико-психологических, гражданских и педагогических мер, направленных на формирование у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола, половой морали, половой жизни. Это достаточно широкое направление, куда включены вопросы стиля одежды и манер поведения мальчиков и девочек, мужчин и женщин, их взаимоотношений и прав, в какие игры играть, как разговаривать и чем увлекаться.
Половое воспитание в школе — это целенаправленное педагогическое воздействие, способствующее формированию красивых взаимоотношений лиц противоположного пола, воспитанию высоконравственных отношений между мальчиками и девочками, юношами и девушками, мужчинами и женщинами. Школа играет важную роль в половом воспитании ребенка.
В МБОУ СШ № 31 со 2 по 8 октября проведён цикл занятий по нравственно-психологическим аспектам полового просвещения подростков. Уроки адресованы учащимся 6-8 классов, охвачено мероприятием 95 учащихся. Интересные занятия провела психолог БУ «Центр общественного здоровья и медицинской профилактики» филиал в городе Сургуте И.В. Алексеева. Рассмотрены вопросы воспитания у подростка чувства социальной ответственности за каждый поступок, воспитания у подростков чувства культуры поведения к другому, выработка умения оценивать свои поступки в отношении других людей, воспитания ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, основы здорового образа жизни, привитие и закрепление гигиенических навыков, формирование убеждения о вреде ранних половых связей. Также были затронуты основы семейных ценностей.